АвтоМама
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

АвтоМама

форум для активных мамочек
 
ФорумПорталПоследние изображенияГалереяРегистрацияВход
Добро пожаловать на наш сайт о кулинарии ВКУСНО ГОТОВИМ

 

 Чтение - мучение

Перейти вниз 
Участников: 2
АвторСообщение
Ниата
Консультант
Ниата


Количество сообщений : 25
Возраст : 45
Географическое положение : Нижегородская обл, г. Дзержинск
Дата регистрации : 2007-12-25

Чтение - мучение Empty
СообщениеТема: Чтение - мучение   Чтение - мучение Icon_minitimeВт Дек 25, 2007 1:46 pm

момему старшему сыну 7 лет, учимся (вместе с ним) в первом классе, пишет неаккуратно, считает с ошибками а читать вообще не желает! вот что делать?
Вернуться к началу Перейти вниз
Yulka
Лучший автор
Лучший автор
Yulka


Количество сообщений : 1582
Возраст : 44
Географическое положение : Германия
Дата регистрации : 2008-01-04

Чтение - мучение Empty
СообщениеТема: Re: Чтение - мучение   Чтение - мучение Icon_minitimeПт Янв 04, 2008 7:35 pm

Что делать6ч то делать, терпение и труд - все перетрут!
Начну с себя, я ненавидела читать до 7 класса, заставить это делать было просто невозможно, выкручивалась на уроках литры как могла...... ну слава богу язык подвешен...... а потом пошло, поехало, третья специальность у меня - преподаватель зарубежной литературы в результате! ;) так что.....
Пытаться , конечно, надо, так же необходимо понять, ЧТО является причиной нежелания, или неаккуратности, может это отстутствие интереса, а возможно и неспособность сконцентрироваться....... все очень индивидуально, посмотрите , проследите как он это делает, что пробуждает в нем интерес, сделать это в виде игры, может быть сначала вы какую-то часть небольшого текста читаете, потом он, потом друг другу рассказываете, можно придумать различные виды игровых вариантов, чтобы сделать чтение, счет и прочие, казало бы неинтересные виды деятельности, занимательными для ребенка!
Главное, понять почему так, а не иначе, понять, ЧТО ему интересно и как этого достичь, вам может в этом деле помочь хороший учитель, либо самой следить, смотреть, подмечать и найти тот единственно правильный способ достижения цели!
Удачи!
Вернуться к началу Перейти вниз
Ниата
Консультант
Ниата


Количество сообщений : 25
Возраст : 45
Географическое положение : Нижегородская обл, г. Дзержинск
Дата регистрации : 2007-12-25

Чтение - мучение Empty
СообщениеТема: Re: Чтение - мучение   Чтение - мучение Icon_minitimeСб Янв 05, 2008 8:09 am

Спасибо за совет! учитель наш говорит что у них больше половны класса так читают и ленятся! что заинтересовать их чем либо трудно! психолог говорит - читайте книжки ему яркие и красочные тм самым пробудая интерес к урокам и чтению в частности, но увы... чиаем мы с малолетсва, всякие разные и красочные и журналы.... он с удовольствием слушает но самому прочиать..... может конечно все измениться вот будут им оценки ставить - тогда хоть стимул появиться!
Вернуться к началу Перейти вниз
Yulka
Лучший автор
Лучший автор
Yulka


Количество сообщений : 1582
Возраст : 44
Географическое положение : Германия
Дата регистрации : 2008-01-04

Чтение - мучение Empty
СообщениеТема: Re: Чтение - мучение   Чтение - мучение Icon_minitimeСб Янв 05, 2008 10:38 am

Ну это проблема повсеместная, сейчас дети вообще читать не хотят!!!!!! проще мульт посмотреть, за компом посидеть, конечно, половина класса так читает, у меня был 9 класс, в котором половина по слогам читала!!!!!!!! :shock: что ж тут поделаешь!
Но все-таки попробуйте, хотя бы чтобы он пересказывал вам прочитанное вами, это очень важно !! в формировании речи и мыслительных процессов, чтобы он учился строить предложение и "переваривать" то, что было хотя бы вами прочитанно, это ему очень поможет в будущем!
Вернуться к началу Перейти вниз
Yulka
Лучший автор
Лучший автор
Yulka


Количество сообщений : 1582
Возраст : 44
Географическое положение : Германия
Дата регистрации : 2008-01-04

Чтение - мучение Empty
СообщениеТема: Re: Чтение - мучение   Чтение - мучение Icon_minitimeСб Янв 05, 2008 11:00 am

Ниата, вот я тут еще нашла вам сайтик, где тоже подробно достаточно рассказывается как и что надо делать, Обучение ребенка чтению
так же там же в разделе дополнительная полезная информация вы сможете, возможно, найти ответы на ваши вопросы, а так же помощь в их решении!
Вернуться к началу Перейти вниз
Ниата
Консультант
Ниата


Количество сообщений : 25
Возраст : 45
Географическое положение : Нижегородская обл, г. Дзержинск
Дата регистрации : 2007-12-25

Чтение - мучение Empty
СообщениеТема: Re: Чтение - мучение   Чтение - мучение Icon_minitimeВт Янв 15, 2008 4:48 pm

ой а у меня сайт не высвечивается который вы посоветовали посетить! может как то лично перешлете мне его? плиииз :hjl;:
Вернуться к началу Перейти вниз
Yulka
Лучший автор
Лучший автор
Yulka


Количество сообщений : 1582
Возраст : 44
Географическое положение : Германия
Дата регистрации : 2008-01-04

Чтение - мучение Empty
СообщениеТема: Re: Чтение - мучение   Чтение - мучение Icon_minitimeВт Янв 15, 2008 6:41 pm

хм, и у меня не высвечивается, тогда я сейчас найду его и оттуда выложу информацию здесь, вдруг кому будет интересно почитать, да и если что непонятно можно и обсудить! :AWV:
Вернуться к началу Перейти вниз
Yulka
Лучший автор
Лучший автор
Yulka


Количество сообщений : 1582
Возраст : 44
Географическое положение : Германия
Дата регистрации : 2008-01-04

Чтение - мучение Empty
СообщениеТема: Re: Чтение - мучение   Чтение - мучение Icon_minitimeВт Янв 15, 2008 6:49 pm

Это статья о скорости чтения, к сожалению, не знаю на сколько вы УЖЕ умеете читать...... то есть на каком уровне овладения находитесь......

Немного о скорости чтения

Наверное, многие из вас помнят, что в школе проверяют скорость
чтения вслух. По данным скорости чтения выставлялись и выставляются
оценки.

Странно, но при оценке скорости чтения никак не учитывается скорость
мыслительных процессов ребенка, возможности артикуляционного аппарата
в части скорости проговаривания. А ведь эти показатели - строго
индивидуальны, а их влияние на скорость чтения вслух - очевидно.
А можно ли как-то помочь ребенку увеличить скорость чтения вслух?
Да можно, но темп увеличения скорости чтения и конечный результат
тренировок - свои для каждого ребенка.

Фактически работа над скоростью начинается еще на этапе обучения чтения слога: работа со слоговой таблицей ("Слоговым
домиком") преследует именно эту цель.

На этапе чтения слова: можно упражняться в чтении не связанных между собой слов,
группируя их для каждого занятия по схожести слоговой структуры.
Например, читать сначала слова, состоящие из трех букв - из закрытого
слога (ЛУК, ЖУК, РАК, ЛОБ, ТОМ, НОС, БОК...), затем слова, состоящие
из двух открытых слогов (ЛИПА, РЕКА, НОГИ, ЛОСИ, ЧАСЫ...), затем
слова, состоящие из пяти букв (РЕЧКА, ПАРТА, ПОЛКА, ЛАМПА, ПЕЧКА,
КОШКА...), далее слова из трех открытых слогов (ДОРОГА, МОРОЗЫ,
ТЕЛЕГА, СОБАКА, ЛОПАТА, ПИРОГИ...). При этом эффективно многократное
прочтение одних и тех же слов, как бы по памяти. Если при выполнении
этого упражнения каждый раз отмечать количество слов, прочитанных
ребенком за определенный отрезок времени (одна минута, например),
то каждое новое прочтение этой группы слов, обязательно будет увеличивать
количественные показатели, при этом результат упражнения становится
видимым. Укажите на этот положительный результат ребенку. Может
быть, это станет началом понимания, что, если тренироваться в скорости
чтения, успех обеспечен.

Попробуйте проанализировать, как вы читаете книги. Каждое ли слово
вы прочитываете? Нет! Часто по смыслу контекста вы догадываетесь
о следующем слове. Умеют ли это делать дети? Да, иногда дети стараются
догадаться о последующем за читаемым в настоящее время словом, но
не всегда это им удается. Взрослые обычно требуют в таком случае
полного прочтения слов и запрещают ребенку додумывать слова. Но
это менее целесообразный способ в обучении осмысленному чтению,
чем специальные упражнения в отгадывании последующего слова. Попробуйте
открывать читаемый ребенком текст по одному слову (закрывайте "лишнее"
пространство, можно вырезать "окошко" для читаемого слова
в большом листе бумаги), периодически предлагайте ребенку отгадать
следующее слово. Такое упражнение приучит ребенка внимательнее вникать
в контекст читаемого и снизит количество случаев ошибочного "додумывания"
текста.

Так же как и при чтении групп слов, при чтении текста полезно многократно
его прочитывать (установив заранее время чтения), отмечая каждый
раз, на каком слове закончилось чтение, увеличивая каждый раз количество
прочитанных слов. Еще Л. Н. Толстой рекомендовал чтение текстов,
заранее заученных на слух. Суть такого чтения в том, что ребенок,
зная слово, видит его графическое изображение, соотносит написанные
буквы с живыми звуками, увеличивая таким образом скорость чтения.
При этом ребенок будет получать удовольствие от своих видимых успехов
в чтении, а значит, будет читать с желанием.

Обратите внимание и на чтение текстов, написанных разным шрифтом
(по виду шрифта и по размеру). Нередко у ребенка затрудняется чтение
при переходе на другой шрифт. Старайтесь упражняться в скорости
чтения на разнообразных шрифтах.

Скорость чтения значительно могут снижать несколько факторов:

- трудности произношения / нарушенное произношение, в этом случае
необходима помощь логопеда;

- рассеянное внимание или повышенная утомляемость ребенка, в этом
случае надо понять, что ребенок читать быстрее в настоящее время
не сможет, скорость чтения увеличится вместе с созреванием и укреплением
нервной системы ребенка;

- нарушение зрения у ребенка - часто взрослые и не догадываются
о такой возможности, проконсультируйтесь у окулиста, чтобы исключить
этот фактор;

- нежелание ребенка читать - тогда уже вам, взрослым, нужно задуматься,
а все ли вы правильно делаете, занимаясь с ребенком?

Какова же оптимальная скорость чтения вслух? Считается, что чтение
со скоростью, приближенной к скорости разговорной речи (90-120 слов
в минуту), наилучшим образом обеспечивает понимание прочитанного.
Если скорость чтения повышена или понижена, понимание смысла ухудшается.

Итак, работая над скоростью чтения, помните:

- темп увеличения скорости чтения и конечный результат тренировок
зависит от индивидуальных особенностей ребенка;

- трудности увеличения скорости чтения могут быть обусловлены и
нарушением произношения, и нарушениями зрения, и незрелостью нервной
системы, и неверно выбранными способами обучения;

- чтобы ребенок хотел работать над скоростью чтения, результат должен
быть "виден";

- осмысленность чтения важнее скорости - если ребенок, увеличивая
скорость чтения, теряет смысл прочитанного, прекратите упражнения
и продолжайте работунад осмысленным чтением предложений и текстов.

Автор: В.В. Мамаева





Последний раз редактировалось: (Вт Янв 15, 2008 7:07 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Yulka
Лучший автор
Лучший автор
Yulka


Количество сообщений : 1582
Возраст : 44
Географическое положение : Германия
Дата регистрации : 2008-01-04

Чтение - мучение Empty
СообщениеТема: Re: Чтение - мучение   Чтение - мучение Icon_minitimeВт Янв 15, 2008 6:51 pm

Профилактика трудностей в обучении чтению

Психологи выделяют несколько основных причин нарушения
навыка чтения у детей.

Во-первых, слабое развитие у учащихся функции самоконтроля.
Ребенок не умеет самостоятельно сопоставлять результат своих действий
с образцом, вычленять ошибки и устранять несоответствие между образцом
и реальным достижением.

Во-вторых, многие первоклассники и даже второклассники плохо
знают буквы алфавита. Если ребенок 7-8 лет не всегда
может правильно назвать предъявляемую ему букву или тратит на ее
опознание до 10-15 секунд, то это также неизменно приводит к нарушению
навыка чтения.

В-третьих, частыми причинами ошибок чтения может быть и недостаточное
развитие концентрации внимания:
при чтении текста глаз ребенка совершает хаотичные движения, происходит
считывание случайно попадающих в поле зрения ребенка букв. Впоследствии
у детей, делающих подобные ошибки, с трудом формируется навык следования
направлению чтения - слева направо.

В-четвертых, плохо читающие дети часто успевают забыть значение
даже правильно прочитанного слова, поэтому они не понимают смысла
прочитанного и не могут рассказать, о чем читали. Это свидетельствует
о недостаточном умении ребенка удерживать
в памяти значение прочитанного. Мучительно пытаясь правильно
и быстро прочитать текст, ребенок совершенно не понимает и не запоминает
прочитанного, а большинство заданий к урокам дается в письменном
виде.

В качестве профилактики трудностей в обучении чтению следует уже
с пятилетнего возраста выполнять с ребенком соответствующие упражнения,
направленные на:

- формирование представления о собственном
теле.

На примере собственного тела ребенок учится различать, что находится
вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади. Он отвечает на вопросы
взрослого (какая рука правая? голова внизу или вверху? спина сзади
или спереди?) сначала про самого себя, а потом про окружающих;

- формирование пространственных представлений
на примере картинок и окружающих предметов.

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: что находится ближе или дальше,
что больше или меньше. Затем вопросы усложняются: что находится
дальше, чем это, чем то? (то же самое спрашивается про меньше, больше,
выше, ниже, левее, правее и т.д.);

- формирование представлений о последовательности.

Взрослый рассказывает ребенку о порядке следования времен года,
месяцев, дней недели, дополняя объяснения картинками и примерами
из книг. Кроме того, ребенку предлагаются следующие задания:

а) выложить последовательность из мозаики, бусинок, геометрических
фигурок по предложенному образцу;
б) сложить разрезные картинки и изображения из кубиков;
в) составить рассказ на основе последовательных картинок;

- формирование представлений о звуковом
составе слова с помощью скороговорок.

Проговаривание скороговорок не только улучшает дикцию, но и помогает
выделить основной звук, который задействован в скороговорке. Например:
"Ткет ткач
ткани на платки
Тане", "Водовоз
вез воду
из-под водопровода".
Когда ребенок будет знать достаточное количество скороговорок, взрослый
может его попросить вспомнить скороговорку для того или иного звука
(например, для "К": "Идет с косой
косой козел"
и т.д.);

- формирование представлений о слоговом
составе слова.

Для занятий очень удобно использовать мяч:

а) взрослый и ребенок перекидываются мячом, проговаривая слово по
слогам (например, "ка-ран-даш", "ста-кан");

б) взрослый предлагает ребенку "уменьшать" предмет, добавляя
определенный слог: он говорит "дом", а ребенок добавляет
- "ик" и т.п.

Внимание, родители! Если ребенок уже знает буквы и умеет читать,
но испытывает затруднения при чтении, то к этим занятиям следует
добавить задания с текстами. Необходимо подбирать тексты, соответствующие
возрасту и возможностям ребенка: с достаточно крупным шрифтом, предложениями,
состоящими не более чем из 10 слов и содержащими как можно меньше
сложных и незнакомых слов, - все это способствует легкости усвоения
и понимания прочитанного ребенком.

Работа с плохо читающими детьми должна проходить в два этапа.

- Первый этап - создание положительного настроя ребенка на занятия,
повышение его уверенности в собственных силах и способностях.

- Второй этап - тренировка навыка чтения, анализ затруднений ребенка
для последующего их устранения.

На первом этапе в работу с детьми 6-10-летнего возраста для создания
у них положительного настроя на занятия необходимо включать упражнения
с игровым оформлением (кубики, цветные картинки, мозаика, мяч).
В заданиях и текстах должно упоминаться то, что интересует ребенка
(например, герои любимого им мультфильма, или гоночные машины, или
кукла Барби и т.д.). Кроме того, упражнения должны быть разного
уровня сложности, при этом начинать следует с более легких, постепенно
усложняя задачи.

На этом этапе по возможности исключите из читаемых текстов сложные
слова, составьте списки слов для чтения, не имеющих трудных для
ребенка букв (слогов).

Каждое занятие должно завершаться чем-то интересным для ребенка.
Например, если он любит играть в мяч, то перебрасывайтесь с ним
мячом, разбивая слова на слоги или повторяя алфавит. Таким образом,
у ребенка создается чувство успеха и формируется положительная установка
на последующие занятия чтением.

Сохранить у ребенка положительный настрой помогают также таблицы,
наглядно отражающие даже его минимальные достижения. Например, за
последние три занятия ребенком было сделано 48, 30 и 25 ошибок соответственно.
Самое главное, чтобы малыш соревновался только с самим собой, а
не с одноклассниками или братьями и сестрами.

Внимание, родители! Чаще хвалите ребенка и подбадривайте его, отмечайте
все его достижения, даже самые незначительные.

Ко второму этапу следует переходить, когда ребенок привык к занятиям
и относится к ним положительно. Взрослому необходимо определить,
какие звуки, слоги или слова приводят к потере темпа и качества
чтения, и увеличить нагрузку именно на то, что вызывает у ребенка
наибольшие трудности. Следует подбирать тексты с большим количеством
сложных фрагментов (букв, слов, слогов), подчеркивать их в тексте,
просить ребенка быть особенно внимательным при их чтении. Во все
игровые упражнения следует включать эти трудные для ребенка слоги,
слова или буквы. Предложите ему складывать нужные слова из кубиков
или отыскивать сложные буквы на картинке.

Российский психолог Е.Е. Данилова предлагает специальные упражнения
для работы с плохо читающими детьми 7-10-летнего возраста.

Тренировка удержания порядка следования букв:

1. Ребенку предлагается выкладывать узор из мозаики по образцу,
но не по элементам, как обычно, а начиная с левого верхнего угла
двигаться слева направо, построчно сверху вниз.

2. Ребенок "читает" последовательности цветных точек.
На карточках предъявляются 4 строчки разноцветных точек по 14 в
каждой, ребенок должен последовательно слева направо и сверху вниз
перечислять встречающиеся на карточке цвета.

Тренировка повышения скорости распознавания букв:

1. Ребенка просят называть звуки и буквы с помощью картинной азбуки,
где каждой букве соответствует не одно, а несколько изображений
разных предметов.

2. Ребенка просят на время прочитать последовательности букв,
расположенных на карточках не в алфавитном порядке (используется
несколько карточек с 4-6 строчками букв на каждой).

3. Ребенок читает на время короткие слова, состоящие из одной гласной,
но с постепенно увеличивающимся количеством согласных, например:

от на рак дай соль труд парк хвост
из за пар май боль крот март дрозд
ах не сок бей пыль стол торт крест

На каждой карточке должно быть по 10 подобных строчек. Ребенок должен
читать слова последовательно слева направо и сверху вниз.

Тренировка запоминания прочитанного:

1. Словесное лото.

Ребенок получает набор маленьких карточек с напечатанными на них
названиями различных животных. Взяв одну карточку и прочитав напечатанное
на ней слово, ребенок должен найти это животное на лежащей перед
ним карте с двенадцатью изображениями. Играя в такое своеобразное
лото, ребенок удерживает в памяти значение прочитанного слова все
время поиска. Можно начать с названий трех или шести животных, постепенно
увеличив их число до 12. Аналогичная работа проводится с изображениями
различных предметов.

2. Выполнение практических действий по письменным инструкциям.

Начинают с простых инструкций и постепенно переходят к действиям
с различными предметами (используются разноцветные стаканчики, коробочки
разных размеров, цветные шарики, фишки, геометрические фигуры и
пр.). Ребенок вытягивает из лежащего перед ним набора карточек-инструкций
одно задание типа: "Подними правую руку", "Положи
книгу на стол", "Положи красный шарик в белый стаканчик"
и т.д. Выполнив это задание, он берет следующую карточку. Постепенно
задания усложняются за счет увеличения длины фраз и изменения их
структуры. Например: "Возьми один, белый шарик из красной коробочки
и переложи его в тот стаканчик, где лежит красный треугольник".
Затем ребенку предлагается несколько инструкций на одной карточке.
Например: 1) "Положи треугольник на синий квадрат"; 2)
"Поменяй местами стаканчики"; 3) "Освободи самую
большую коробку".

3. Реконструкция связного текста.

Печатается текст в двух экземплярах. Один из них разрезается на
отдельные предложения. Ребенок сначала читает текст целиком, затем
собирает его из отдельных предложений. На следующем занятии ребенку
предлагается реконструировать этот же текст без предварительного
чтения. Количество предложений в тексте постепенно увеличивается
от занятия к занятию, но начинать следует с 3-4 предложений. Таким
образом ребенок учится удерживать в памяти содержание того или иного
текста в течение длительного времени.

Предложенные упражнения помогают увеличить скорость и улучшить качество
чтения учащихся, кроме того, в процессе занятий у ребенка повышается
концентрация внимания.

Автор: М. Кравцова


Последний раз редактировалось: (Вт Янв 15, 2008 7:09 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Yulka
Лучший автор
Лучший автор
Yulka


Количество сообщений : 1582
Возраст : 44
Географическое положение : Германия
Дата регистрации : 2008-01-04

Чтение - мучение Empty
СообщениеТема: Re: Чтение - мучение   Чтение - мучение Icon_minitimeВт Янв 15, 2008 7:01 pm

статьи достаточно обширные, думаю, многое вы и сами знаете, постарайтесь прочитать и осмыслить то, что там написано, проанализировать, что и как вы делали в процессе обучения чтению..... подумать, как можно это изменить..... Вполне возможно, что в статье не будет очень много нового для вас, а просто они натолкнут вас на решение проблемы.... и еще, они относятся не только к данному периоду жизни и учебы ребенка, но и к будущему.....


Как помочь ребенку в овладении счетом, чтением и письмом
В подготовительных группах детских садов проводятся занятия по счету,
чтению и письму, поскольку современное школьное обучение предполагает
определенный уровень овладения этими навыками. Нередко и сами родители,
еще не думая о подготовке к школе, начинают обучать детей читать,
считать и писать. Иногда дети сами проявляют инициативу: то спросят,
какая это буква, то скопируют слово и попросят проверить, то используют
число для обозначения некоторого количества предметов. Стремление
родителей обучить детей счету, письму и чтению тем более оправдано,
когда ребенок не ходит в детский сад или часто пропускает занятия
по болезни. Однако методы и приемы, которыми пользуются родители
при таком обучении, довольно разношерстны, часто интуитивны и далеко
не всегда эффективны. Более того, они могут привести к негативным
результатам. Поэтому необходимо подробнее остановиться на целях
обучения началам школьных знаний, включенных в программу подготовки
к школе, а особенно на родительских ошибках при организации и проведении
такой работы.

Прежде всего следует сказать, что обучение письму в современной
школе проводится по специальной методике безотрывного письма, с
которой подавляющее число родителей незнакомо. Поэтому они могут
научить ребенка писать совершенно неправильно, а переучиваться,
как известно, труднее, чем овладевать этим навыком впервые. В детском
саду детей учат писать только печатными буквами. На это и надо ориентироваться
родителям при подготовке детей дома.

Будет полезно, если родители не только займутся с детьми письмом
печатными буквами, но прежде всего позаботятся подготовить руку
ребенка к графической деятельности. Сюда входят такие упражнения,
как рисование, копирование, обводка, штриховка, раскрашивание, вырезание,
выкладывание мозаики. Все это развивает мелкие мышцы руки, моторику
рук и пространственную ориентировку, что является необходимым компонентом
навыка письма. Можно включить в занятия и рисование по точкам на
клетчатой бумаге, что в будущем поможет детям ориентироваться в
тетради. Проверено, что дети, пришедшие в школу с такой подготовкой,
легко овладевают безотрывным письмом.

Родителям, дети которых предпочитают чаще использовать левую руку
в обычных практических ситуациях (еда, рисование, открывание двери,
бросание мяча и т. п.), лучше до начала обучения проконсультироваться
у психоневролога и психолога с целью определения истинности леворукости.
Соответственно будет решен вопрос о целесообразности обучения письму
правой или левой рукой.

Современная методика обучения чтению начинается со звуко-буквенного
анализа слов с использованием графической схемы и выделения ударного
гласного звука. По этой методике работают воспитатели детских садов
и учителя начальной школы. Ценность этой методики состоит в том,
что обучение по ней положительно влияет на грамотность детей, развивает
так называемое чувство языка.

Родители редко занимаются этим видом работы самостоятельно. И это
вполне объяснимо, так как многим пришлось бы сначала учиться самим.
Но все же родители пытаются научить своих детей читать на материале
азбуки или букваря. Самое главное здесь - не допускать грубых ошибок,
которые потребовали бы переучивания. Самая частая ошибка родителей
состоит в том, что с ребенком учат названия букв, а не звуки. Например,
ша
, а не ш,
бэ, а не б
и т.п. Это затрудняет слияние звуков при чтении слогов, в результате
чего формируется побуквенное чтение. Вместо Ма-ша
дети читают: Мэ-а - Ма, шэ-а
- ша
, Маша. В целом
это усложняет и удлиняет путь от послогового чтения к чтению целыми
словами. Прочтение же некоторых многосложных слов остается совершенно
непонятным ребенку. Такие слова разгадываются им, как ребусы. Например,
слово открытка читается как о-тэ-кэ-рэ-ы-тэ-кэ-а.
Неудивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении
очень часто остается непонятым.

На первом этапе обучения чтению имеет смысл выучить группу звуков
(их последовательность можно взять из азбуки или букваря), объяснить
ребенку разницу между гласными (тянутся) и согласными (произносятся
отрывисто) звуками. Затем нужно показать, как из согласного и гласного
звуков можно составлять слоги. Из выученных букв - звуков (буквы
пишутся, звуки произносятся) составляют 3-4 слога, например, ма,
ра, ша, на.
Требуйте от ребенка, чтобы он произносил
первый звук до тех пор, пока не прочтет второй (м-м-м-а-а).
Так формируется слияние звуков в слоги. На первых порах дети читают
нараспев, выделяя гласные звуки и помогая себе тем самым сливать
звуки в слоги и слоги в слова.

Ребенок должен самостоятельно найти определенные слоги среди других
и прочитать их. Потом из знакомых слогов составляют несколько слов
(рама, наша, мама и т.д.) и
читают их несколько раз правильно по слогам. Затем добавляют несколько
новых букв - звуков (гласных и согласных), составляют из них новые
слоги и новые слова. Потом можно перейти к чтению закрытого слога
(уж, ан) и сравнить открытый
слог с закрытым, так как, не уяснив разницы между ними, ребенок
будет допускать ошибки типа перестановок, читая слоги то слева направо,
то справа налево.

Если самый первый этап обучения чтению прошел успешно, то ребенку
будет нетрудно перейти к чтению многосложных слов и предложений.
Прочитав новое слово, ребенок должен, не глядя в текст, повторить
его и осознать, что оно значит. Иногда даже простые слова, прочитанные,
скажем, с неправильным ударением, остаются не понятыми детьми.

При чтении ребенку могут встречаться и такие слова, которые не знакомы
ему или значение которых забыто. Например, при чтении дошкольниками
предложения У осины мох часто
возникают трудности с объяснением значения отдельных слов.

Таким образом, родители должны следить за тем, чтобы дети могли
повторить и объяснить значение прочитанного слова, а также смысл
предложения и текста в целом. У них должна выработаться привычка
спрашивать у взрослых о значениях новых, непонятных слов и понятий.
Потом из этого вырастет потребность обсудить с родителями прочитанную
книгу, обратиться к словарям и справочникам.

Многие родители, едва научив ребенка читать, перестают сами читать
ему книги. Они считают, что тем самым ребенок скорее приучится к
самостоятельному чтению. Здесь необходимо напомнить, что интеллектуальное
развитие детей к 6-7 годам, их интересы и сведения об окружающем
требуют чтения уже довольно сложных книг, а техника чтения детей
значительно отстает от этого уровня. Даже дети, начавшие читать
с 5-летнего возраста, не могут читать столько, сколько нужно для
удовлетворения любознательности. Ребенок затрачивает большое количество
усилий на преодоление технических трудностей. При этом содержание
книги ускользает от него, он быстро устает и может счесть книгу
неинтересной. Чтение же книг родителями развивает мышление ребенка,
дает ему новые образцы речи, расширяет словарный запас. Кроме того,
ребенок учится эмоциональному, выразительному чтению. Таким образом,
в период обучения ребенка чтению в семье должны быть как книги с
короткими рассказами и сказками, легко понятные и напечатанные крупными
буквами, пригодные для самостоятельного чтения (лучше вслух!), так
и более сложная детская литература, необходимая ребенку по возрасту.
Ошибочно думать, что читать короткие, порой знакомые, рассказы и
сказки детям 6-7лет неинтересно. Самостоятельно прочитанная любимая
с раннего детства сказка доставит радость.

продолжение ниже.............


Последний раз редактировалось: (Вт Янв 15, 2008 7:10 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Yulka
Лучший автор
Лучший автор
Yulka


Количество сообщений : 1582
Возраст : 44
Географическое положение : Германия
Дата регистрации : 2008-01-04

Чтение - мучение Empty
СообщениеТема: Re: Чтение - мучение   Чтение - мучение Icon_minitimeВт Янв 15, 2008 7:01 pm

Теперь об обучении счету. К 6 -7 годам ребенок обычно уже владеет
некоторыми представлениями о числе, количестве и мере. К этому возрасту
детьми усваивается прямой числовой ряд - у некоторых детей только
до 10, у других до 20, реже - до 100. Некоторые родители выучивают
с детьми числовой ряд до 10 и обратно фактически наизусть. Часто
он формируется спонтанно, в процессе игры и выполнения практических
действий. Для правильного формирования числового ряда необходимо
объяснить детям, что каждое число в числовом ряду больше предыдущего
на 1. Другими словами, надо стараться отдифференцировать порядковые
числительные (например, 5 в смысле "пятый по порядку в числовом
ряду") от количественных числительных (например: 5 предметов).

Практически важно, чтобы ребенок умел считать от заданного числа
до заданного в прямом и обратном порядке (от 3 до 9, от 12 до 4),
знал место каждого числа в числовом ряду. Необходимо объяснить образование
чисел второго десятка, так как ребенку бывает легче понять структуру
числа 21, чем 12. При работе с числовым рядом желательно обратить
внимание ребенка на соседние числа, так как, отнимая от одного большого
числа другое (от 20-19), дошкольники часто ожидают получить также
большое число. Только тщательно изучив числовой ряд, сравнив соседние
числа и поняв двойственность числовых обозначений (порядок и количество),
они способны сделать правильный вывод.

При работе с числовым рядом следует более подробно остановиться
на втором десятке, объяснить принципы образования двузначных чисел
и ввести ребенка в основы позиционной десятичной системы счисления.
Если у ребенка возникают большие затруднения в овладении числовым
рядом до 100 (тем более у детей, начинающих обучение с 6 лет), то
следует ограничиться до школы ориентировкой в двух десятках.

Простейшие вычислительные операции в пределах одного десятка складываются
у детей 6-7 лет либо спонтанно, в процессе игровой и практической
деятельности, либо на занятиях в детском саду. Их основной прием,
как правило, состоит в присчитывании или отсчитывании по 1, реже
- по 2. Но устный счет, которому придается большое значение в начальной
школе, основан на групповом счете, т. е. на знании состава числа.
Ознакомить ребенка с понятием "состав числа" можно на
наглядном примере. Для начала лучше взять небольшое число - 3 или
4. Ребенку предлагают, например, разложить 3 палочки на 2 кучки.
Очень скоро ребенок убедится, что возможны только два варианта:
1 и 2 или 2 и 1. Это и есть модель понятия "состав числа",
т. е., чтобы получить число 3, надо к 1 прибавить 2 или к 2 прибавить
1 (вариант 1+1+1 дети знают, так как решают его присчетом по 1).
То же упражнение проделывается и с другими числами. Дети воспринимают
эти занятия как веселую игру и подготавливаются к освоению состава
числа в школе.

Старшие дошкольники легче (и с большим интересом) решают простую
задачу, чем аналогичный числовой пример. Поэтому если решение примера
5+3 вызывает у них затруднение, то следует предложить задачу типа
"У тебя было 5 конфет, мама дала еще 3. Сколько стало всего
?" - и ответ сразу будет готов. В этом случае ребенок опирается
на наглядные образы, на воображение, но действует он тем не менее
методом присчета по 1. Хотя этот метод и помогает ребенку решать
конкретные задачи, но при решении абстрактных примеров, где числа
не имеют наименований, возможности метода присчета ограничены. Поэтому
если ребенок не усвоит принципа составления чисел, не будет знать
таблицы сложения, он неминуемо столкнется с большими трудностями,
поскольку школьная программа по математике довольно сложная. Так,
первоклассники, решающие примеры в первом десятке путем присчета,
становятся в тупик при решении примеров во втором десятке и в сотне.
Кроме того, при волнении и спешке они допускают много ошибок и в
простых примерах.

Несмотря на хорошую подготовку к школе и активное участие в ней
родителей, уровень готовности первоклассников в принципе не может
быть совершенно одинаковым. Кроме различий в интеллектуальной подготовке
сказываются и индивидуально-типологические особенности детей. Одни
чрезмерно ответственны, любое замечание педагога принимают на свой
счет, малейшее несоответствие своей работы с требованиями учителя
воспринимают как трагедию. Другие же еще не осознали всей серьезности
школьного обучения, проявляют беспечность, забывчивость. Некоторые
дети очень напряжены на уроках и устают от этого, другие устают
от постоянного переключения внимания на всё, что происходит в классе,
- как важное, так и несущественное. Но все дети - медлительные и
беспокойные, неуверенные и самоуверенные, возбудимые и заторможенные,
ответственные и невнимательные - должны научиться подчиняться единым
требованиям школы и школьной программы. Как бы ни был внимателен
педагог, он обучает детей в массовой школе и по массовой программе,
т. е. обучает целый класс детей по программе, рассчитанной на среднего
ученика соответствующего возраста. Все, что возможно, учитель учтет
при индивидуальном подходе к каждому ребенку, но основными задачами
для него остаются воспитание целого коллектива и обучение целого
класса.

Поэтому на первых этапах нового для ребенка
периода школьной жизни особенно велика роль родителей, которые должны
помочь ему плавно и безболезненно адаптироваться к выполнению социальной
роли ученика.
Родители ни в коей мере не должны торопиться
с категорическими выводами, с порицаниями после первых дней учебы.
Желательно каждый день расспрашивать ребенка о прошедших занятиях,
о школьных событиях, о его мыслях и настроении. Из этих бесед родители
узнают, что ребенок понял, а что нет, что его огорчило, что заинтересовало.
В начале учебного года первоклассники не записывают домашние задания
и им приходится запоминать многое из сказанного учителем. Если ребенок
начнет рассказывать родителям о прошедших уроках, он непременно
вспомнит, что ему нужно завтра принести в школу - осенние листья
или, например, зеленый карандаш. Первоклассники должны привыкнуть
все делать осознанно. Ведь часто дети не помнят даже, что они ели
на завтрак в школе, а выйдя за порог школы, начисто забывают о всех
своих обязанностях. Введя за правило ежедневный подробный рассказ
о школе, родители будут получать всю интересующую их информацию,
а сам ребенок привыкнет к целенаправленному запоминанию того, что
говорит учитель.

В настоящее время первоклассникам не ставят отметки в течение первой
учебной четверти. Этот период и должен использоваться педагогом
и родителями для урегулирования дисциплинарных и организационных
трудностей.

Автор: Белопольская Н. Л.


Последний раз редактировалось: (Вт Янв 15, 2008 7:11 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Yulka
Лучший автор
Лучший автор
Yulka


Количество сообщений : 1582
Возраст : 44
Географическое положение : Германия
Дата регистрации : 2008-01-04

Чтение - мучение Empty
СообщениеТема: Re: Чтение - мучение   Чтение - мучение Icon_minitimeВт Янв 15, 2008 7:02 pm

И последняя статья на сегодня, если интересно, я со временем могу еще несколько выложить:


Чтение: любовь или ненависть?
Интересно, часто ли ребенок видит вокруг себя читающих взрослых? Бесполезны
наши требования, увещевания или советы взяться за книжку, если сами
в этот момент готовимся усесться перед телевизором для просмотра
очередного "мыльного" сериала. Не спасет и вид полок в
квартире, до потолка уставленных книгами. Ведь иногда по вечерам
мы не берем в руки ничего, кроме незатейливого иллюстрированного
журнала, и оправдываем это собственной усталостью.
Попробуем задать себе вопрос: действительно ли книга для нас такая
уж ценность, без которой мы не можем жить? Большинство взрослых
(во всяком случае, из читающих сейчас этот справочник) ответит утвердительно
и при этом вовсе не покривит душой. Читали запоем по ночам, рыскали
в поисках необходимой книги, обсуждали прочитанное с друзьями...
Хотим ли мы передать эти ценности своему сыну или дочери?
Самое простое, что можно сделать, - вспомнить, где неподалеку от
нашего дома находится библиотека. В детскую он, естественно, будет
ходить сам. А вот взрослую библиотеку вы можете посещать вместе
- хорошо, если ребенок увидит, как это увлекательно для вас - выбрать
книгу по своему вкусу.
Праздником может стать совместный поход в книжный магазин, причем
право выбора надо предоставлять и ребенку. При покупке книг для
малыша лучше отдавать предпочтение испытанной детской классике.
Обращайте при этом внимание на иллюстрации (они не должны быть примитивными
или пугающими) и на шрифт (лучше, если буквы будут такого же размера
и формы, как в букваре).

Если хотим помочь выбрать книгу ребенку постарше, подростку, то
не забываем, что мир вокруг нас меняется очень быстро, нравится
нам это или нет. Другой темп жизни, другой язык и стиль общения,
навязываемые телевидением образы...
Но это не означает, что ничего нельзя поделать. Беспокоит, что
сын глотает один за другим "ужастики" или примитивные
детские детективы? Дочка увлечена пошлыми, с нашей точки зрения,
"женскими романами"? Не стоит драматизировать ситуацию.
Специалисты говорят, что после прочтения нескольких однотипных книг
у ребенка наступает пресыщение. Вот это и будет подходящий момент,
чтобы перейти к более качественной литературе. Но поначалу интерес
к ней надо поддерживать за счет увлекательности и динамизма сюжетной
линии.

Как разбудить в маленьком ребенке желание
читать?
- Определить для книг заметное место в квартире.
- Создавать различные семейные ритуалы, связанные с книгами. Самый
простой из них, но в то же время бесценный - это чтение малышу перед
сном. Конечно, сюжет для чтения на ночь не должен быть устрашающим.
Еще важна такая деталь - в роли чтеца стоит время от времени выступать
не только маме или бабушке, но и папе. Иначе некоторые мальчики
начинают считать чтение "занятием для девчонок", недостойным
настоящего мужчины.
- Один из таких ритуалов - совместное чтение в семейном кругу,
когда книга передается от одного члена семьи к другому. Не исключено,
что малышу и самому вскоре захочется научиться читать, чтобы стать
полноправным членом этого круга.

- Включайте в "репертуар" книги, в которых есть узнаваемые
для малыша ситуации, непосредственно связанные с его жизнью. Побывали
с ним в зоопарке - по свежим следам возьмите для чтения хорошую
книгу о животных и т. п.

- Старайтесь при чтении ребенку вслух постепенно превратить его
из пассивного слушателя в активного "переработчика" информации.
Задавайте по ходу чтения вопросы: как ты думаешь, почему на картинке
этот мальчик грустит? Почему деревья без листьев? Время от времени
прерывайтесь, чтобы узнать мнение малыша о том, например, что произойдет
с главным персонажем книги дальше, и т.п.
- Если малыш уже потихоньку сам начинает читать, постарайтесь,
чтобы это происходило каждый день и в определенное время. Поначалу
можно быть рядом, просто слушая его или обсуждая прочитанное. Не
исключено, что вскоре необходимость в вашем присутствии отпадет,
а выработанная привычка к самостоятельному ежедневному чтению сослужит
хорошую службу будущему школьнику или школьнице.
Бывает, что уже умеющий читать ребенок с удовольствием слушает
вас, а перейти на самостоятельный процесс что-то не спешит... Как
помочь ребенку преодолеть этот барьер?
- Попробуйте использовать такой "жестокий" прием, как
прерванное чтение интересной книги. Во время чтения закрываем книжку
на самом интересном месте и уходим, сославшись на неотложные дела.
Скорее всего, любопытство возьмет верх над упрямством или нежеланием
читать.
- Возможно, у вас в семье сохранились детские диафильмы - просите
малыша читать подписи к ним. Можно воспользоваться и детскими комиксами,
если вы считаете приемлемыми для ребенка их содержание и качество
рисунков.
- Подпишите сына или дочку на интересный детский журнал (например,
еженедельный). Они с нетерпением будут ожидать каждого номера, а
о том, чтобы прочитывался он ими самостоятельно, можно договориться
заранее.
- Постарайтесь найти к одной из детских книг соответствующую аудиозапись.
Дайте книгу в руки ребенку, включите запись и попросите его следить
по тексту, отмечая, где звуковое сопровождение совпадает с текстом,
а где не очень. Такая тренировка полезна и для выработки навыка
беглого чтения, и для понимания текста. Синхронную запись можно
сделать и самим.
- Неплохим стимулом может стать чтение по ролям - вы и ребенок
вдвоем или с подключением других членов семьи. Волей-неволей придется
и маленькому упрямцу взять в руки книгу.

Как поддерживать в ребенке интерес к чтению?
Очень важно создавать положительный эмоциональный настрой по отношению
к чтению и книгам. Если удалось вместе одолеть довольно большое
произведение, устройте по этому поводу семейное торжество. Выпустите
стенгазету с рисунками и цитатами из высказываний персонажей, приготовьте
любимые блюда героев книги, объявите конкурс на лучшую рекламу этого
произведения.
Прекрасно, если у ребенка возникает ощущение праздника при чтении
хорошей книги. Но как сохранить или вновь создать этот положительный
настрой, если при освоении навыка чтения в школе у него возникли
значительные затруднения? Это может быть низкая скорость чтения,
большое количество ошибок. Отсюда недостаточное понимание смысла
прочитанного, проблемы с пересказом, при сравнении с одноклассниками
у ребенка возникает чувство собственной неуспешности и т. д. Какое
уж тут удовольствие от прочитанного! Как могут в этом случае помочь
родители?
Во-первых, можно провести профилактику таких затруднений до того,
как проблема обозначилась слишком остро. Консультация логопеда необходима
любому старшему дошкольнику. Он оценит уровень речевого развития
малыша, даст рекомендации для занятий дома или посоветует занятия
со специалистом.

Во-вторых, многие дети в начале обучения чтению испытывают затруднения.
Действительно, это очень сложный для освоения навык. Тревогу стоит
бить, если проблемы приобрели стойкий характер, если вы наблюдаете
у ребенка специфические ошибки. На что нужно обратить внимание?
- Ребенок долго не может научиться сливать звуки в слоги, а слоги
- в слова. Или хорошо сливает в слоги лишь первые звуки слова, а
окончание прочитывает по догадке, и смысл искажается. Может переставлять
и заменять одни звуки другими. Причина, скорее всего, в том, что
он плохо различает на слух звуки речи. Стоит проконсультироваться
у врача-отоларинголога (проверка слуха) и у логопеда. Логопед посоветует
упражнения на развитие так называемого фонематического слуха, на
умение осуществлять звуко-буквенный анализ. Такие доступные для
занятий дома упражнения можно найти и в популярной литературе для
родителей.
- Слова в предложении воспринимаются ребенком изолированно друг
от друга. В результате страдает понимание прочитанного. Особенно
трудно ему воспринять такой текст, где рассказывается о последовательности
действий или о нескольких одновременно происходящих событиях. Непонимание
заставляет ребенка останавливаться, возвращаться к каким-то словам,
но и это не помогает - смысл прочитанного ускользает от него. Неплохо
было бы в таком случае получить консультацию детского невролога.
В домашних занятиях при затруднениях такого рода помогут упражнения
на развитие пространственного воображения.

Читаем, играя!
Вот некоторые упражнения, помогающие при освоении чтения.
1. Предлагайте ребенку определить количество слогов в названном
вами слове. Учите называть любой по местоположению звук в слове
(первый, второй, последний), различать парные согласные, мягкие
и твердые звуки.
2. Тренируйте не только в звуковом анализе слова ("разборка"),
но и в синтезе ("сборка"). Предложите отдельные звуки
на слух, ребенку нужно составить из них слог, затем из слогов -
слово. Постепенно можно перейти к составлению слов из написанных
на карточках слогов. Если ребенок хорошо справляется с этой работой,
переходите к чтению простых предложений.
3. Обязательно расширяйте активный словарь ребенка, развивайте
навык связной речи. Попросите описать, что происходит на сюжетной
картинке, а затем пускай ребенок придумает, что могло случиться
раньше и что произойдет позже. Предлагайте восстановить последовательность
из картинок, связанных одним сюжетом.
4. Используйте любые занимательные игры со словами, заучивайте
с ребенком забавные стихи и т. д.
5. Предложите ребенку читать слова в строчке наоборот - от последнего
к первому. Для того чтобы он при чтении не домысливал окончание
слов, пускай читает только их вторые половины. Можно прикрыть нижнюю
половину слова или строчки или поупражняться в чтении слов, повернутых
на 90, 180 градусов. Или заготовить текст, в котором слова наползают
одно на другое или пересечены какими-то линиями, мешающими восприятию.
6. Тренирует в чтении и игра в "псевдослова". Для нее
нужно заготовить карточки с реальными словами и с придуманными,
искусственными ("мираду", "полеса" и т.д.).
Попросите ребенка прочитать их и разделить на две группы - настоящие
и ненастоящие. Или дайте ему карточку с каким-то словом и попросите
найти это слово среди 10-15 других, отличающихся от нужного всего
на одну-две буквы. Можно потренироваться в чтении текста через слово.

Некоторые упражнения помогут не только плохо читающим детям, но
и тем, кто может, но не хочет. Просто заставлять больше читать бесполезно
- от этого и объективные трудности не исчезнут, и любовь к чтению
не появится. Наоборот, может возникнуть психологический барьер из-за
боязни сделать ошибку.
Не упрекайте ребенка, если он, несмотря на ваши усилия, не укладывается
в школьную норму скорости чтения. Это может быть связано с его природным
темпом психической деятельности, который корректировать сложно,
а главное - не нужно. С переходом в среднюю школу обязательные замеры
скорости чтения останутся позади. На первый план выйдет понимание
прочитанного, умение выделить в тексте самое основное. Пускай это
и будет главной целью ваших занятий с ребенком.




Вернуться к началу Перейти вниз
 
Чтение - мучение
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
АвтоМама :: Наши детки :: Школьники.-
Перейти: