как-то грустно стало после прочтения...........
Грустный праздник Николая Караченцова Марина Давыдова В "Ленкоме" отметили сорокалетие творческой
деятельности Николая Караченцова. Количество телекамер, которое собрало
это событие, оказалось сопоставимо с количеством людей, пришедших
поздравить юбиляра.
Когда будущий историк начнет описывать
нынешние времена, он наверняка обратит внимание, что главным зрелищным
жанром на рубеже тысячелетий оказался в России юбилей. Это слово
хочется уже писать с большой буквы - Его Величество Юбилей. Он
вездесущ. Он подчинил себе наши души. В чем его сила? Видимо, в том,
что сей незамысловатый жанр тесно породнен с основополагающими для
современной культуры понятиями - "ньюсмейкер", "шоу" и "пиар". Проще
говоря, Юбилей - это шоу, которое можно устроить вокруг ньюсмейкера с
помощью других ньюсмейкеров для того, чтобы кого-то или чего-то
пропиарить прямо в прайм-тайм и прямо по самым центральным каналам.
Круглые даты артистов, писателей и прочих знаменитостей
отмечали, разумеется, и раньше. Но это были, как правило, душевные
камерные вечера с некоторой толикой неизбежной театральной "капусты". В
них чувствовалась атмосфера домашнего праздника. В конце концов, у
известных людей тоже случаются праздники, и они, как все люди, имеют
право их отметить. Но юбилей Юбилею - рознь. Сорокалетие творческой
деятельности любимого артиста, каким оно предстало сейчас перед нашим
взором (а скоро предстанет перед взором телезрителей), - это не
домашний праздник и даже не задорный театральный вечер, которые в
"Ленкоме" умеют делать едва ли не лучше, чем где бы то ни было. Это
типичный телевизионный шабаш с неизбежными попсовиками-затейниками и
поющими звездами, которые нужны каналам чтобы повысить рейтинг
передачи, а самим звездам - чтобы лишний раз засветить себя на голубом,
всё еще не покрасневшем от стыда экране. Как на всяком шабаше, о поводе
для встречи тут периодически забывали.
![Культурные новости 152478](http://images.izvestia.ru/152478.jpg)
Что
общего между "Ленкомом" и Григорием Лепсом? С какого перепугу
оказались тут Александр Розенбаум, Евгений Маргулис, Олег Газманов,
Алексей Кортнев? Почему на вечере, посвященном Караченцову, выступают
выпускники "Фабрики звезд" - Дмитрий с говорящей фамилией Колдун и
Кристина с ничего не говорящей мне фамилией? Что им Караченцов? Что они
Караченцову? Умная ведущая вечера Яна Чурикова, пытающаяся силой своего
недюжинного для мира телепопсы интеллекта привязать одно к другому,
периодически сама стеснялась собственных подводок. "А сейчас перед вами
выступит Стас Пьеха, который добился в жизни успеха, как и герой
сегодняшнего вечера Николай Петрович Караченцов". "А сейчас на сцену
выйдет Кристина Орбакайте, которая, как и все дети
нашей страны, повторяла когда-то фразу из "Приключений Электроника":
"Урри, где у него кнопка?". Где у некоторых граждан совесть - вот
действительно интересный вопрос.
Телешабаш сам по
себе непривлекателен. Но в данном случае он был устроен вокруг человека
больного и беспомощного, не могущего при всем желании скорректировать
происходящее вокруг его имени и вроде бы во имя его. И это как-то
особенно ясно обнаруживало всю пошлую природу новоявленной традиции.
Замечательного артиста на одной из самых прославленных сцен столицы, не
говоря худого слова, делают частью масскульта. Превращают из артиста в
вывеску, в фигуру для телевитрины. Используют его честную актерскую
славу для своих бесчестных рейтинговых комбинаций. Марк Захаров,
на лице которого искони присущее ему ироническое выражение то и дело
сменялось растерянностью, явно был заложником всей этой масскультовой
круговерти, как и сам виновник торжества. И уж он-то наверняка оценил
всю прелесть вечера, на котором воплощение советского официоза Иосиф
Кобзон пел "Виноградную косточку" Булата Окуджавы. "Говорите мне прямо
в лицо, кем пред вами слыву..." Сказать хотелось, но зал деликатно
промолчал.
Надо отдать залу должное: Кобзона с лепсами и
пьехами он провожал аплодисментами оскорбительно жидкими,
недвусмысленно указывая, что им тут не место. Зато выступление Инны
Чуриковой, сказавшей искренние слова человеку, который для нее не
телеидол, а просто друг, и исполнившей песню из легендарного "Тиля",
поднявшего их с Караченцовым к самым вершинам театральной славы,
встретили овацией. Это было уместно. В этом не было гламурного душка.
Редко, очень редко - в словах самого Захарова, в импровизационной речи
Вениамина Смехова - возникала атмосфера семейного театрального
праздника, какая и пристала подобному юбилею. Возникала и тут же тонула
в волнах вездесущей телепопсы, которая норовит захлестнуть все на свете
- и Караченцова, и "Ленком", и Окуджаву, и его виноградную косточку. Да
чего уж там - уже захлестнула.